Родительское
собрание
«Что такое
детские капризы и как с ними бороться»
Группа №4
Цель: повышение
психологической компетенции родителей по вопросам общения с детьми.
Задачи:
1.Познакомить
родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей.
2.
Развивать рефлексию, децентрацию своей родительской позиции, навыки
конструктивного взаимодействия с детьми.
3.
Оптимизировать детско-родительские отношения.
Ход мероприятия
Разминка. Приветствие.
Игра «Вернисаж
детских капризов»
Инструкция: Передавая
звездочку, родители рассказывают, как и в каких ситуациях капризничает их
ребенок, начиная рассказ от лица малыша: «Я капризничаю, когда..».
«Причины детских
капризов»
Итак, почему ребенок капризничает?
Существует несколько вариантов ответов на этот вопрос, и вы уже верно отметили
некоторые из них:
·
Ребенок
капризничает, плачет, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не
понимает. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их
организме так, как это чувствуют и
понимают взрослые;
·
Малыш
хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами,
потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви. И вот он ходит по
пятам, канючит и хватает вас за руки, находит поводы привлечь ваше внимание;
·
Капризничая,
ребенок хочет добиться чего-то очень желаемого, а именно покупки, разрешения
гулять или еще чего-то, что родители запрещают из непонятных малышу
соображений;
·
Ребенок
выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть
самостоятельным. Это вполне естественно, если вы постоянно им руководите: «Туда
не ходи!», «Не пачкайся», «Перестань смотреть по сторонам!». Ребенок должен
чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право
самостоятельного выбора, понимают и уважают его. В противном случае он никогда
не обретет самостоятельности и уверенности в себе, всегда будет действовать по
вашей указке и останется инфантильным;
·
Психоэмоциональное
напряжение. Может, это выражение конфликта ребенка с самим собой. А может он
сегодня не выспался? Или очень устал за день? Да и ваши семейные ссоры,
скандалы тоже могут повлиять на его настроение.
Игра–активатор
«Молекулы»
«Эффективное
поведение родителей в проблемной ситуации»
Тезисы.
Стимулируйте развитие у ребенка взрослых
черт поведения:
умения говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремления объяснить
и понять. Не берите ребенка на руки, опуститесь на уровень его глаз: «Скажи,
чего ты хочешь. Не плачь, а скажи. «Успокойся, остынь, поговорим».
Учите и учитесь договариваться, находить
компромиссы. Например,
на прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять, опуститесь на уровень его
глаз и скажите «Хорошо, мы погуляем еще
10 минут, когда я пойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились?»
Попробуйте общаться с ребенком, как со
взрослым,
беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели ( по
дороге домой, во время одевания).
Устанавливайте правила и границы
дозволенного,
в т.ч. и наказания. Понимание, что в жизни существует не только «хочу», но и
«надо», следует прививать с малых лет. Ребенок должен руководствоваться не
только своими желаниями, но и необходимостью для других членов семьи.
Нет ничего опаснее для ребенка, чем хаос, поэтому:
·
Чаще
всего капризничают дети в семьях, где между взрослыми нет согласия и единства;
·
Будьте
сами последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут
способом добиться своего. Ребенок знает, что мамины угрозы могут оказаться
пустыми словами, поэтому их следует сразу выполнять. Не шантажируйте ребенка
(«если ты.., то..»). Прежде, чем что-то запретить, решите, готовы ли вы
спокойно вынести каприз.
Игру можно сделать заменой протеста. Попросите одеть мишку или собрать в
детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и
мультики, используйте соревнование во время сбора игрушек (кто последнюю
игрушку положит, тот и выиграл).
Повсеместно стимулируйте и развивайте
самостоятельность, творчестворебенка, где он может выплеснуть свою
активность, настойчивость, независимость. Дайте ребенку роль «консультанта»:
«выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Полезные вопросы: «Ты
наденешь колготки красные или желтые?» Что тебе приготовить – яичницу или
хлопья с молоком? Почему ты это хочешь? А чем бы ты бы хотел заняться (при отрицании
других предложений?».
Нужно разнообразить опыт общения со взрослыми, включая в общее дело, при этом незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка (игры с красками, изоматериалами и т.д.), тем меньше времени и сил остается на капризы.
Упражнение «Глубокое дыхание»