Консультация_1МБДОУ № 8 Основные направления работы
специалистов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитель-дефектолог
I квалификационной категории
Наш детский
сад ориентирован на воспитание и
обучение детей с амблиопией и косоглазием.
В 2010-11 учебном году после Психолого-Медико-Педагогической Комиссии
(ПМПК) к нам были направлены дети с ОВЗ с диагнозами: аутизм, нарушение речи на
фоне психического заболевания F 20.8 и
оптической дисплазией. На заседании Психолого-Медико-Педагогического консилиума МБДОУ было принято следующее решение: 1. Обсудить со специалистами особенности развития и
социальной адаптации вновь поступивших детей с ОВЗ. 2. Разработать
стратегию включения детей с ОВЗ в детский коллектив. 3. Назначить каждому
ребенку с ОВЗ ведущего специалиста. 4. Разработать
микромаршрут для каждого ребенка с ОВЗ. 5.
Организовать консультативную поддержку для родителей (законных представителей)
детей с ОВЗ. Свою
работу мы начали с диагностики индивидуальных особенностей развития каждого
ребенка с ОВЗ. Перед
диагностикой мы провели индивидуальные беседы и анкетирование
родителей. Диагностика развития ребенка проводилась специалистами
детского сада (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом).
Цель каждого специалиста - определить уровень сформированности навыков к
обучению, самообслуживанию, игре, контактов с другими детьми. Основные диагностические задачи учителя-логопеда: уточнение, детальное описание всех компонентов и
сторон речевой функциональной системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтаксической), особенности понимания обращенной речи. В процессе логопедической
диагностики определялись направления и особенности коррекционно-развивающей
работы, формы работы с ребенком с учетом речевых особенностей. Диагностические
задачи учителя-дефектолога: педагогическая
оценка специфики зрительного восприятия, степени снижения зрения, дополнительных
факторов, осложняющих визуальные возможности ребенка, оценка направлений
занятий, определение необходимых условий для его обучения. Все специалисты вели журнал наблюдения за детьми с ОВЗ, в котором отмечали: ·
особенности развития ребенка в настоящий
момент; ·
ограничения в функционировании и состоянии
здоровья, которые мешали развитию ребенка;
·
сильные стороны ребенка и его родителей; ·
потребности ребенка в каждой области развития
( физическая, познавательная, самообслуживание и т.п.); ·
запросы семьи; ·
возможности
среды, в которой живет ребенок. По результатам
проведения обследования каждый специалист составил развернутое заключение, в
котором уточнил и конкретизировал рекомендации ПМПК по индивидуализации
образовательного маршрута для каждого ребенка индивидуально. Комплексная
оценка ресурсов для составления индивидуального образовательного маршрута. Междисциплинарное обсуждение результатов диагностики всеми специалистами
с целью составления полной картины
развития ребенка, помогает понять потребность ребенка и семьи, а так же запланировать индивидуальные
маршруты для каждого дошкольника. Индивидуальный маршрут составляется на основе
диагностических данных и рекомендаций специалистов ПМПК. При этом используются образовательные программы (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной « Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушением речи»; Л.А. Рудакова «Специальные
коррекционные программы для дошкольников
с тяжелыми нарушениями зрения»;
программы ранней педагогической помощи
детям с отклонениями в развитии «
Маленькие ступеньки», программы утвержденные Министерством образования РФ по дошкольному образованию детей с
нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и другие). Каждый специалист
составляет график посещения
ребенком с ОВЗ детского сада; заводит журнал индивидуальных занятий, где
отмечает дату проведения занятия, наименования
занятия, тему; выделяет цель микромаршрута; ставит образовательные и развивающие задачи; планирует индивидуальные занятия. Организация
совместной жизнедеятельности детей группы и детей с ОВЗ. Организация жизнедеятельности детей опирается на
решение следующих задач: · создание общности детей и взрослых, основанной на
уважении и интересе к личности каждого члена группы; · развитие коммуникативных навыков и культуры общения,
создание позитивного и эмоционального
настроя; · активизация способностей выбирать, планировать
собственную деятельность, договариваться друг с другом; · формирование умения устанавливать и поддерживать
отношения с разными людьми; · формирование навыков саморегуляции и самообслуживания; · развитие коммуникативных навыков и культуры общения,
создание позитивного эмоционального настроя; развитие умений и навыков в
игровой деятельности. Отмечу некоторые режимные
моменты для детей с ОВЗ кратковременного пребывания в ДОУ: ·
индивидуальные
занятия со специалистами;
·
совместная
деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми; ·
активные действия в организованной среде (прогулки,
музыкальные занятия, праздники и т.п.). На базе нашего МБДОУ
создана безопасная, комфортная, уютная среда, которая соответствует возрастным потребностям детей с
ОВЗ. Включение в
учебно-воспитательный процесс родителей: ·
комплексные
занятия для детей и родителей; ·
совместные игры,
творческие и музыкальные занятия; ·
праздники и
экскурсии; ·
индивидуальные
консультации. На первом
этапе нашей работы с детьми с ОВЗ мы
испытывали большие трудности. Дети молчали, как будто не слышали вопросов,
внимание было рассеянное, наблюдались грубые нарушения целенаправленности и
произвольности, работоспособность была на низком уровне, предпочитали общение только с близкими людьми,
отказывались играть с детьми. Дефект речи сочетался с отставанием в биологическом и
психическом развитии, а так же с плохим состоянием здоровья. Дети проявляли
аффективное поведение от плача и апатии до агрессии и расторможенности. Слабо воспринимали
указания на слух. Ребенок с оптической дисплазией не умел пользоваться тростью,
плохо ориентировался в групповых помещениях, поэтому был очень напряжен и раздражен,
но занятия с тифлопедагогом воспринимал как что-то интересное, дружелюбное. После проведенной работы мы увидели положительные
изменения: - снизился
уровень тревожности детей с ОВЗ, они стали более спокойными; - речь
постепенно становилась коммуникативной; - повысилось
желание общаться с окружающими, вместе играть, рисовать, водить хороводы; - произошли
изменения в практической реализации педагогических, социальных установок у родителей
(они стали реальнее воспринимать своих
детей, доброжелательнее относиться к педагогам); - видя
результаты работы специалистов, стали
активнее выполнять все рекомендации; |
|