МБДОУ № 8
Основные направления работы
специалистов с детьми с ограниченными
возможностями здоровья
(ОВЗ)
учитель-дефектолог
I квалификационной категории
Наш детский
сад ориентирован на воспитание и
обучение детей с амблиопией и косоглазием.
В 2010-11 учебном году после Психолого-Медико-Педагогической Комиссии
(ПМПК) к нам были направлены дети с ОВЗ с диагнозами: аутизм, нарушение речи на
фоне психического заболевания F 20.8 и
оптической дисплазией.
На заседании Психолого-Медико-Педагогического консилиума МБДОУ было принято следующее решение:
1. Обсудить со специалистами особенности развития и
социальной адаптации вновь поступивших детей с ОВЗ.
2. Разработать
стратегию включения детей с ОВЗ в детский коллектив.
3. Назначить каждому
ребенку с ОВЗ ведущего специалиста.
4. Разработать
микромаршрут для каждого ребенка с ОВЗ.
5.
Организовать консультативную поддержку для родителей (законных представителей)
детей с ОВЗ.
Свою
работу мы начали с диагностики индивидуальных особенностей развития каждого
ребенка с ОВЗ.
Перед
диагностикой мы провели индивидуальные беседы и анкетирование
родителей.
Диагностика развития ребенка проводилась специалистами
детского сада (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом).
Цель каждого специалиста - определить уровень сформированности навыков к
обучению, самообслуживанию, игре, контактов с другими детьми.
Основные диагностические задачи учителя-логопеда: уточнение, детальное описание всех компонентов и
сторон речевой функциональной системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтаксической), особенности понимания обращенной речи. В процессе логопедической
диагностики определялись направления и особенности коррекционно-развивающей
работы, формы работы с ребенком с учетом речевых особенностей.
Диагностические
задачи учителя-дефектолога: педагогическая
оценка специфики зрительного восприятия, степени снижения зрения, дополнительных
факторов, осложняющих визуальные возможности ребенка, оценка направлений
занятий, определение необходимых условий для его обучения.
Все специалисты вели журнал наблюдения за детьми с ОВЗ, в котором отмечали:
·
особенности развития ребенка в настоящий
момент;
·
ограничения в функционировании и состоянии
здоровья, которые мешали развитию ребенка;
·
сильные стороны ребенка и его родителей;
·
потребности ребенка в каждой области развития
( физическая, познавательная, самообслуживание и т.п.);
·
запросы семьи;
·
возможности
среды, в которой живет ребенок.
По результатам
проведения обследования каждый специалист составил развернутое заключение, в
котором уточнил и конкретизировал рекомендации ПМПК по индивидуализации
образовательного маршрута для каждого ребенка индивидуально.
Комплексная
оценка ресурсов для составления индивидуального образовательного маршрута.
Междисциплинарное обсуждение результатов диагностики всеми специалистами
с целью составления полной картины
развития ребенка, помогает понять потребность ребенка и семьи, а так же запланировать индивидуальные
маршруты для каждого дошкольника.
Индивидуальный маршрут составляется на основе
диагностических данных и рекомендаций специалистов ПМПК. При этом используются образовательные программы (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной « Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушением речи»; Л.А. Рудакова «Специальные
коррекционные программы для дошкольников
с тяжелыми нарушениями зрения»;
программы ранней педагогической помощи
детям с отклонениями в развитии «
Маленькие ступеньки», программы утвержденные Министерством образования РФ по дошкольному образованию детей с
нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и другие).
Каждый специалист
составляет график посещения
ребенком с ОВЗ детского сада; заводит журнал индивидуальных занятий, где
отмечает дату проведения занятия, наименования
занятия, тему; выделяет цель микромаршрута; ставит образовательные и развивающие задачи; планирует индивидуальные занятия.
Организация
совместной жизнедеятельности детей группы и детей с ОВЗ.
Организация жизнедеятельности детей опирается на
решение следующих
задач:
· создание общности детей и взрослых, основанной на
уважении и
интересе к личности каждого члена группы;
· развитие коммуникативных навыков и культуры общения,
создание позитивного и эмоционального
настроя;
· активизация способностей выбирать, планировать
собственную деятельность, договариваться друг с другом;
· формирование умения устанавливать и поддерживать
отношения с разными людьми;
· формирование навыков саморегуляции и самообслуживания;
· развитие коммуникативных навыков и культуры общения,
создание позитивного эмоционального настроя; развитие умений и навыков в
игровой деятельности.
Отмечу некоторые режимные
моменты для детей с ОВЗ кратковременного пребывания в ДОУ:
·
индивидуальные
занятия со специалистами;
·
совместная
деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
·
активные действия в организованной среде (прогулки,
музыкальные занятия, праздники и т.п.).
На базе нашего МБДОУ
создана безопасная, комфортная, уютная среда, которая соответствует возрастным потребностям детей с
ОВЗ.
Включение в
учебно-воспитательный процесс родителей:
·
комплексные
занятия для детей и родителей;
·
совместные игры,
творческие и музыкальные занятия;
·
праздники и
экскурсии;
·
индивидуальные
консультации.
На первом
этапе нашей работы с детьми с ОВЗ мы
испытывали большие трудности. Дети молчали, как будто не слышали вопросов,
внимание было рассеянное, наблюдались грубые нарушения целенаправленности и
произвольности, работоспособность была на низком уровне, предпочитали общение только с близкими людьми,
отказывались играть с детьми.
Дефект речи сочетался с отставанием в биологическом и
психическом развитии, а так же с плохим состоянием здоровья. Дети проявляли
аффективное поведение от плача и апатии до агрессии и расторможенности. Слабо воспринимали
указания на слух. Ребенок с оптической дисплазией не умел пользоваться тростью,
плохо ориентировался в групповых помещениях, поэтому был очень напряжен и раздражен,
но занятия с тифлопедагогом воспринимал как что-то интересное, дружелюбное.
После проведенной работы мы увидели положительные
изменения:
- снизился
уровень тревожности детей с ОВЗ, они стали более спокойными;
- речь
постепенно становилась коммуникативной;
- повысилось
желание общаться с окружающими, вместе играть, рисовать, водить хороводы;
- произошли
изменения в практической реализации педагогических, социальных установок у родителей
(они стали реальнее воспринимать своих
детей, доброжелательнее относиться к педагогам);
- видя
результаты работы специалистов, стали
активнее выполнять все
рекомендации;