МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Одним из основных условий. Обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие детей с нарушением зрения, является правильно организованный режим  дня. 
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течении  суток, предусматривающий рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный,  соответствующий возрастным  возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления,  способствует восстановлению зрения.
При  составлении режима для детей с нарушением  зрения следует  помнить о закономерных  жизненных процессах. Все физические процессы организма  ребенка,  как в норме,  так и патологии имеют свой биологический ритм,  подчиняются единому суточному ритму дня и ночи.
В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их  подъем отмечается от 8 до 12 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной работоспособности приходится на  14 – 16 часов. Сложные биохимические  реакции, происходящие в клетках горы  головного мозга, делятся на 2 основных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение сопровождается уменьшением функциональных возможностей нервных клеток, которыми обеспечивается разнообразная деятельность во время бодрствования. Торможение связано с активными реакциями восстановления, благодаря чему нервные клетки вновь получают способность воспринимать раздражение. 
Для детей с нарушением зрения характерна малая подвижность нервных процессов, которая заключается в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой, неумении приспосабливаться к новой незнакомой обстановке. 
При составлении режима дня  для детей с нарушением зрения следует учитывать  неуравновешенность нервных процессов, которая проявляется  либо в преобладании возбуждения, либо торможения.
Одни дети очень подвижны, неусидчивы, чрезмерно инициативны, такое поведение ведет к быстрому истощению нервных клеток и прекращению восприятия. Другие дети малоподвижны, замкнуты, вялы.
    При правильной организации режима дня происходит уравновешивание возбуждения и торможения.
Важнейшими условиями правильной организации жизни детей являются:
•    Соответствие  режима  психофизиологическим особенностям детей с нарушения зрения.
•    Четкое выполнение основных режимных моментов ( питания, сна, игр, прогулки).
•    Чередование активной деятельности с отдыхом.
•    Организация оздоровительных мероприятий (пребывание на свежем воздухе, режим подвижности и т.д.).
За основу режима дня следует брать распорядок по каждой возрастной группе, указанный в программе детского сада. Однако  в коррекционных  группах  компенсирующей направленности для детей с амблиопией,  косоглазием и слабовидящих существует много дополнительных мероприятий:  офтальмологическое лечение, занятия с учителем – дефектологом (тифлопедагогом), учителем – логопедом, корригирующая гимнастика для снятия  глазного напряжения и гимнастика для снятия мышечного напряжения ( для рук и пальцев). Режим следует организовывать таким образом, чтобы у детей не было перевозбуждения. В связи со зрительными нарушениями следует обращать серьезное внимание на организацию зрительных нагрузок в процессе  различных видов детской деятельности.  Во время занятий, особенно там, где идет большая нагрузка на зрение следует проводить физкультминутки для снятия напряжения и усталости, утомления мышц глаз. Он и проводятся на 7- 9 минуте в средней группе, на 10 – 12 минуте, на 12 – 14 минуте в подготовительной к школе группе. Физкультминутки для глаз проводятся через каждые 7 – 10 минут зрительной работы.
    В  занятиях с детьми следует продумать режим подвижности, обеспечив для этого необходимые условия, особенно во время пребывания детей в помещении.
В режиме четко должны быть выделены все режимные процессы. Режимное время рассчитано на подъем детей, утренний туалет,  игры, офтальмологическое лечение, и коррекционные занятия со специалистами.
Утренняя гимнастика проводится со всеми детьми,  кроме детей имеющих противопоказания. Продолжительность утренней гимнастики для детей
3 -4 года  -5-6 минут
4 – 5 лет  - 6 – 8 минут
5 – 6 лет  - 8 – 10 минут
6 -  7 лет – 10- 12 минут
Чтобы освободить больше времени в утренние  часы для  лечения, занятия по аппликации, конструированию, музыкальное, физкультурное можно перенести на вторую половину дня. В режиме следует определить время для лечения зрения и  занятий и учителем – дефектологом, учителем – логопедом. Лечение детей начинается в первой половине дня ( по прибытию детей утром или после завтрака). Индивидуальные  или подгрупповые коррекционные занятия  для повышения остроты зрения проводятся специалистами в первой половине дня,  после завтрака. Нельзя привлекать к  коррекционным занятиям одновременно  всю группу детей,  так как это их утомляет, а педагогу трудно проследить  за выполнением заданий.
 Как бы целесообразно ни строился режим, с дозировкой нагрузок, переключение на разные виды деятельности в течении  дня, показатели  биологической  активности ребенка неизбежно  снижается, что и определяет необходимость смены бодрствования на сон.  Поэтому в режиме  дня слабовидящих детей большое место отведено  дневному и ночному сну.  Для этого  необходимо создать соответствующую обстановку. Устранить причины, мешающие его наступлению:  эмоциональное возбуждение, переполнение желудка, жажда, голод, а так же внешние причины – яркий  свет, резкий шум, неудобная постель, нарушения режима проветривания и температуры помещения.
Учитывая, что дети с нарушением испытывают дефицит общения со взрослыми. Следует максимально использовать возможности проявления  внимания, заботы и ласки к ребенку.
Методика укладывания детей.
Перед сном педагог  напоминает  детям, что нужно снять очки, положить в специально отведенное место. Педагог  аккуратно снимет с глаза ребенка окклюзию. Дети с очень низкой остротой зрения снимают очки у кровати и передают их воспитателю. Прежде всего, следует подготовиться ко сну детям физически слабым, быстро утомляющимся. Воспитатель следит за позой вовремя укладывания в постель. Спать на правом боку, иногда на левом или спине. Особо строгий контроль  за  детьми  после операции.  В течение всего сна воспитатель находится в спальне. После сна – постепенный подъем. Процесс одевания не должен занимать много времени: 20 – 25 минут  в младшей группе, 15 минут – в старшей группе. Чтобы ускорить процесс  активного включения детей  в деятельность после сна, рекомендуется провести несколько упражнений «на пробуждение» - подтягивание, поднимание рук и ног, повороты, вставание.
После пробуждения воспитатель ласково разговаривает с детьми, говорит о предстоящей деятельности, чем будут заниматься. Как только дети встанут , они должны одеть очки, предварительно протерев их специальной салфеткой.

Форма входа
Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Друзья сайта
  • Управление образования
  • Администрация г. Коврова
  • Я - родитель
  • Детский центр "СЕМА"