Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

Ориентировка в пространстве одна из наиболее актуальных и трудных проблем входящих в социальную адаптацию детей с нарушением зрения. Под ориентировкой в пространстве понимается способность слабовидящего ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживание  предметов или объектов, к которому он направляется. Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышление, память. Недостаточность пространственных представлений у детей со зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела: формировании представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, заменяются у них определениями: там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Значительная часть детей с трудом воспринимают пространственные отношения. Часто отмечаются оптико –  пространственные нарушения. В этом случае детям трудно изображать геометрические фигуры, рисовать, писать. А так же размещать предметы на листе, срисовывать, выполнять рисунок в зеркальном изображении. Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния, осязания). Дошкольники, страдающие глубокими нарушениями зрения спонтанно, независимо от взрослых не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в организации оптимальных образовательных воздействий для преодоления трудностей пространственной ориентировки. Поэтому  в программе Л.И. Плаксиной обучение детей с нарушением зрения выделено в отдельный раздел  -  формирование ориентировочных навыков у дошкольников на всех возрастных этапах.  Рационально выстроенная  коррекционно – педагогическая  деятельность имеет основную цель: формировать у детей с патологией зрения представления о пространстве.
Для этого решаются следующие задачи: 
- формирование знаний о пространственном  расположении частей своего тела;
- формирование полисенсорного восприятия предметов;
- обучение ориентировки в микропространстве (на листе бумаги,  на столе);
- обучение ориентировки в макропространстве ( в помещениях детского сада…)
- обучение моделированию предметно пространственных построений и схем;
- формирование прочной связи слов обозначающих пространственные признаки предметов.
Рассматривая любого ребенка как субъект образовательной среды с ограниченными возможностями развития, задача всех специалистов -организация оптимальных образовательных воздействий при учете индивидуальных возможностей ребенка. Содержание педагогической работы учитывает принцип коррекционной направленности. Эффективность коррекционно – педагогической деятельности обусловлена использованием методов: наглядного, практического, словесного. Специфика использования и сочетания методов обуславливается тем, что развивать ориентировку в пространстве можно только в условиях, когда ребенок активно выполняет различные зрительные действия и операции. Обучение ориентировки в пространстве включает  четыре этапа. Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий.
На  первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей обучить их пространственной ориентировке « на себе». Задача  второго этапа -  дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть « от себя».
На третьем этапе идет обучение моделированию предметно – пространственных построений. Четвертый этап – обучение ориентировке в пространстве с помощью схем. Овладение ориентировкой в пространстве дошкольников с патологией зрения процесс сложный и длительный, требующий от педагогов настойчивости и терпения. Наиболее успешное освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве реализуется в дидактических играх и упражнениях. В результате коррекционного обучения, представления детей дошкольного возраста с нарушением зрения об окружающем пространстве расширяются. Дошкольники овладевают навыками самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях,  но и  в незнакомом замкнутом пространстве. 

 

Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Друзья сайта
  • Управление образования
  • Администрация г. Коврова
  • Я - родитель
  • Детский центр "СЕМА"