Консультация_1

МБДОУ № 8

  Консультация

Основные направления работы специалистов с детьми с ограниченными

возможностями здоровья

(ОВЗ)

 

                                                                          Составила Пояркова Е.И.

                                                                           учитель-дефектолог

                                                                    I квалификационной  категории

                                                          

 

   Наш детский сад ориентирован  на воспитание и обучение детей с амблиопией и косоглазием.  В 2010-11 учебном году после Психолого-Медико-Педагогической Комиссии (ПМПК) к нам были направлены дети с ОВЗ с диагнозами: аутизм, нарушение речи на фоне психического заболевания F 20.8 и оптической дисплазией.

На заседании Психолого-Медико-Педагогического  консилиума  МБДОУ было принято следующее  решение:

 1. Обсудить со специалистами особенности развития и социальной адаптации вновь поступивших детей с ОВЗ.

 2. Разработать стратегию включения детей с ОВЗ в детский коллектив.

 3. Назначить каждому ребенку с ОВЗ ведущего специалиста.

 4. Разработать микромаршрут для каждого ребенка с ОВЗ.

 5. Организовать консультативную поддержку для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ. 

 

  Свою работу мы начали с диагностики индивидуальных особенностей развития каждого ребенка с ОВЗ.

   Перед диагностикой мы  провели  индивидуальные беседы и анкетирование родителей.  

Диагностика развития ребенка проводилась специалистами детского сада (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом).  Цель каждого специалиста  -  определить уровень сформированности навыков к обучению, самообслуживанию, игре, контактов с другими детьми.

Основные  диагностические задачи учителя-логопеда: уточнение, детальное описание всех компонентов и сторон речевой функциональной системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), особенности понимания обращенной речи. В процессе логопедической диагностики определялись направления и особенности коррекционно-развивающей работы, формы работы с ребенком с учетом речевых особенностей.

Диагностические задачи учителя-дефектолога: педагогическая оценка специфики зрительного восприятия, степени снижения зрения, дополнительных факторов, осложняющих визуальные возможности ребенка, оценка направлений занятий, определение необходимых условий для его обучения.

Все специалисты вели журнал наблюдения за детьми с ОВЗ, в котором отмечали:

·         особенности развития ребенка в настоящий момент; 

·         ограничения в функционировании и состоянии здоровья, которые мешали развитию ребенка;  

·         сильные стороны ребенка и его родителей;

·         потребности ребенка в каждой области развития ( физическая, познавательная, самообслуживание и т.п.);

·        запросы семьи;

·        возможности среды, в которой живет ребенок.

 

 По результатам проведения обследования каждый специалист составил развернутое заключение, в котором уточнил и конкретизировал рекомендации ПМПК по индивидуализации образовательного маршрута для каждого ребенка индивидуально.

 

Комплексная оценка ресурсов для составления индивидуального   образовательного маршрута.

  Междисциплинарное  обсуждение результатов диагностики всеми специалистами с  целью составления полной картины развития ребенка, помогает понять потребность   ребенка и семьи, а так же запланировать индивидуальные маршруты для каждого дошкольника.

Индивидуальный маршрут составляется на основе диагностических данных и рекомендаций специалистов ПМПК.    При этом используются образовательные программы (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной   « Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида   для детей с нарушением речи»; Л.А. Рудакова  «Специальные коррекционные   программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения»;  программы   ранней педагогической помощи детям с отклонениями  в развитии « Маленькие ступеньки», программы утвержденные Министерством образования  РФ по дошкольному образованию детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и  другие).

Каждый специалист  составляет  график посещения ребенком с ОВЗ детского сада; заводит журнал индивидуальных занятий, где отмечает дату проведения занятия,  наименования занятия, тему; выделяет цель микромаршрута;  ставит образовательные и развивающие  задачи; планирует индивидуальные занятия.

 

Организация совместной жизнедеятельности детей группы и детей с ОВЗ.

Организация жизнедеятельности детей опирается на решение следующих 

    задач:

·     создание общности детей и взрослых, основанной на уважении и      

             интересе к  личности каждого члена группы;

·     развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание  позитивного и эмоционального настроя;

·     активизация способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться друг с другом;

·     формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми;

·     формирование навыков саморегуляции и самообслуживания;

·     развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя; развитие умений и навыков в игровой деятельности.

Отмечу некоторые режимные моменты для детей с ОВЗ кратковременного пребывания в ДОУ:

·         индивидуальные  занятия   со   специалистами;                                                    

·        совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;                         

·         активные действия в организованной среде (прогулки, музыкальные   занятия,  праздники и т.п.).                                                                                                                 

 На базе нашего МБДОУ создана безопасная, комфортная, уютная среда, которая  соответствует возрастным потребностям детей с ОВЗ.

 

Включение в учебно-воспитательный процесс родителей:

 

·           комплексные занятия для детей и родителей;

·           совместные игры, творческие и музыкальные занятия;

·           праздники и экскурсии;

·           индивидуальные консультации.

 

 На первом этапе  нашей работы с детьми с ОВЗ мы испытывали большие трудности. Дети молчали, как будто не слышали вопросов, внимание было рассеянное, наблюдались грубые нарушения целенаправленности и произвольности, работоспособность была на низком уровне, предпочитали  общение только с близкими людьми, отказывались играть с детьми.

Дефект речи сочетался с отставанием в биологическом и психическом развитии, а так же с плохим состоянием здоровья. Дети проявляли аффективное поведение от плача и апатии до агрессии и расторможенности. Слабо воспринимали указания на слух. Ребенок с оптической дисплазией не умел пользоваться тростью, плохо ориентировался в групповых помещениях, поэтому был очень напряжен и раздражен, но занятия с тифлопедагогом воспринимал  как что-то интересное,   дружелюбное.

После проведенной работы мы увидели  положительные изменения:

- снизился уровень тревожности детей с ОВЗ, они стали более спокойными;

- речь постепенно становилась коммуникативной;

- повысилось желание общаться с окружающими, вместе играть, рисовать, водить хороводы;

- произошли изменения в практической реализации педагогических, социальных установок у родителей  (они стали реальнее воспринимать своих детей, доброжелательнее относиться к педагогам);

- видя результаты работы специалистов,  стали активнее  выполнять все

рекомендации;

 - родители   включились в процесс обучения и воспитания, а самое главное: отмечали желание   своих детей идти в детский сад, играть с детьми.                                   
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Друзья сайта
  • Управление образования
  • Администрация г. Коврова
  • Я - родитель
  • Детский центр "СЕМА"