Консультация 2

Приглашаю на страницы сайта  всех педагогов,  которые  занимаются воспитанием, развитием, обучением незрячих и слабовидящих детей, и всех родителей  детей с нарушением зрения. Специалисты нашего детского сада помогут найти ответы на волнующие Вас  вопросы.

 

 

          Учитель-дефектолог  (тифлопедагог)  дошкольного учреждения,

 его функциональные   обязанности, содержание, формы и методы работы.

 

 Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения,  является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

 

Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно - педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в ДОУ для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности.

При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами («Развитие зрительного восприятия» Л.И.Плаксиной,Л.А.Рудаковой), методическими разработками и рекомендациями.

 

Направления работы тифлопедагога

 

    1. Тифлопедагогическое обследование детей с нарушением зрения.

    2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

    3. Участие в методической работе дошкольного учреждения.

    4. Работа с родителями или законными представителями детей, посещающих

дошкольное учреждение.

 

                 Тифлопедагогическое обследование детей с нарушением зрения

 

    Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации          

( записей, сделанных специалистами ПМПК, направляющей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Это позволяет ему составить предварительное представление о работе с ребенком с нарушением зрения и его родителями.

  Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

 При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью.

  Обследование проводится три раза в год. По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Для детей - инвалидов по зрению разрабатываются микромаршруты. Все данные заносятся в индивидуальные карты детей.

Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий

 

   На основании полученных данных о детях, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.

  Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Индивидуальные коррекционные  занятия проводятся по разработанным микромаршрутам.

  Длительность каждого индивидуального занятия от 10 мин.  (с детьми от 3-х до 4-х лет), 15-20 мин. (от 4-х до 5-ти лет), 25-30 мин. (с детьми от 5-ти до 7-ми лет)

Особый вид коррекционных  занятий тифлопедагога – подготовка детей к проверке остроты зрения, к лечению на аппаратах. Эти занятия планируются, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога.

  Тифлопедагог на своих занятиях в рамках обучения решает следующие

коррекционные задачи:

1. Формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

2. Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

3.Обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

 

                    Участие в методической работе учреждения

 

 1.  Посещение общеобразовательных занятий.

 2.   Выступления на педагогических советах.

 3.   Организация и проведение семинарских занятий.

 4.   Групповые и индивидуальные консультации для воспитателей и

      специалистов  учреждения.

 5.  Показ открытых коррекционных занятий с детьми.

 

                    Работа тифлопедагога с родителями

 1.  Выступление на родительских собраниях.

 2.  Подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей.

 3.  Проведение для родителей открытых коррекционных занятий.

 4.  Выставка специальных статей, игр, пособий, детских работ.

 5.  Рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей

    навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных  

    функций.

Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Друзья сайта
  • Управление образования
  • Администрация г. Коврова
  • Я - родитель
  • Детский центр "СЕМА"