РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Садова Е.А., учитель-дефектолог I категории

 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
А.Сухомлинский


«Чтобы понять, вначале нужно почувствовать»

К. Станиславский

Процесс выполнения большинства бытовых, трудовых и учебных действий в значительной степени зависит от уровня развития координированных способностей рук. В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Чем более «умелая» рука, чем она более чувствительна и развита, тем тоньше и сложнее ее взаимодействие с орудиями труда и окружающими предметами, тем больше мастерства у ребенка. Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Если зрячий человек рассматривает какой–то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки плоховидящего или слепого человека движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаленность, телесность, покой и движение. Рука, ощупывая предметы, дает плоховидящему или слепому все, что дает зрячему глаз, за исключением окрашенности предметов и чувственности вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство в двигательном поведении. Но, по мнению И.М.Сеченова движения рук человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мыслительными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Возможность познания окружающего мира у детей с патологией зрения в большей степени связана с развитием действия рук. Со стороны может показаться, что ребенку протянуть руку к предмету, взять его или выполнить с ним какое либо действие настолько просто, что не заслуживает особого внимания. Бытует ошибочное мнение, что у ребенка с нарушением или потерей зрения уровень осязания выше, чем у хорошо видящего сверстника, и что это чувство у него развивается автоматически, как бы само по себе. Но в действительности это не так.

Опыт показывает, что многие дети с дефектом зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев кистей рук. У них обнаруживается возрастная недостаточность развития моторики, движения носят нечеткий, неловкий характер. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук таких детей оказываются вялыми или слишком напряженными. В связи с этим, какими бы простыми ни казались эти действия для нас взрослых, плоховидящий или слепой ребенок не может выполнить координированные, целенаправленные действия руками или пальчиками без специального обучения. Вот почему очень важно развивать и совершенствовать осязание, укреплять и тренировать мышцы рук, и работу эту следует начинать как можно раньше.

 

В связи с вышеизложенным мной была составлена программа по развитию осязания и мелкой моторики, которая рассчитана на обучение  плоховидящих и слепых детей дошкольного возраста.

 

Целью программы является формирование у слабовидящих и слепых детей умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а так же обучение их приемам выполнения предметно–практических действий с помощью сохранных анализаторов.

 

В программу вошли следующие разделы:

·                   Формирование представлений о строении и возможностях рук.

·                   Выделение сенсорных эталонов и осязательных признаков предметов.

·                   Развитие мелкой моторики рук.

·                   Развитие графической моторики.

·                   Развитие осязания.

Автором программы предложено тематическое и перспективное планирование, определены возрастные показатели потенциальных возможностей и достижений ребенка на всех этапах бучения.

Коррекционные занятия по развитию осязания и мелкой моторики рук распределены равномерно в течение всего учебного года с учетом возраста детей.

Занятия первого этапа посвящены знакомству со строением рук, названием пальцев, их функциональным назначением. Формирую последовательное осязательное обследование игрушек по определенному плану: правильно брать их руками, обследовать двумя руками сверху вниз, обращать внимание на детали, особенности строения, выделять все осязательно–воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку или предмет. Обучаю упражнениям для рук, снимающим напряженность мышц, развивающим их подвижность и гибкость, а так же упражнениям развивающим точность и скоординированность движений рук. Обучаю детей выполнять точные и ритмичные движения руками и пальчиками.

На последующих этапах работы – совершенствование полученных ранее навыков на более высоком уровне, развитие точной координации движений, развитие графической моторики. Обучение напрягать и расслаблять мышцы рук, переключаться с одного движения руками на другое.

Результаты, полученные на последнем этапе работы, показывают, что воспитанники имеют высокий уровень развития мелкой моторики, владеют приемами осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, осознают роль осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации.

Развитие осязательной чувствительности и моторики рук у детей с патологией зрения - процессы сложные, длительные, требующие от педагога настойчивости, терпения и, конечно же, огромного желания им помочь.
Форма входа
Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Друзья сайта
  • Управление образования
  • Администрация г. Коврова
  • Я - родитель
  • Детский центр "СЕМА"