Адаптация ребенка в жизни –
важная задача для взрослых. И любое отклонение от общепринятых норм (не
обязательно патологическое) вызывает у них опасения. Порой родители стремятся
во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты для его же удобства.
Чаще других в подобную
«перековку» попадают леворукие дети. Но вот стоит ли подвергать их такому
«перевоспитанию»? Чем и как можно помочь леворукому ребенку?
Психолого-педагогическое сопровождение
детей с различиями в межполушарной асимметрии
Большинство людей на Земле – праворукие,
и только часть – другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и делают еще
множество дел левой рукой. Так им удобнее, легче. Тем не менее заметив, что
ребенок активнее действует левой рукой, его родители начинают волноваться.
Что это – боязнь проблем в будущем или
нежелание понять ребенка, неловкость от того, что он «другой»? Чаще всего это
непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание.
Леворуким всегда было не очень уютно в
«праворуком мире». Иначе как объяснить существующие у разных народов, в разных
языках и культурах негативные значения слов «левый», «леворукий»? В латинском,
греческом, французском, немецком, английском языках синонимами слова «левый» являются
«фальшивый», «незаконный», «неловкий», «неумелый» и даже «злой», «подлый».
Правое и левое всегда противопоставляются, хотя вполне возможно, что за
положительными (правыми) и отрицательными (левыми) характеристиками нет
негативного отношения именно к леворукому человеку.
Не настороженность, а интерес,
стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности
различий – это путь цивилизованного отношения к феномену леворукости в наше
время.
Проблема переучивания леворуких детей
Стремление сделать леворуких «такими,
как все», « выровнять», а иногда еще и «гармонично развить» создало проблему их
переучивания. В нашей стране только в последние годы перестали активно и насильно
переучивать таких детей в детском саду и школе. Взрослым следует помнить, что
преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или
капризом ребенка, а особой организацией его центральной нервной системы.
Поэтому заставить левшу писать правой рукой – значит, вмешиваться в уже
сформировавшуюся сложную функциональную систему и перестраивать ее без
достаточных для этого предпосылок. Если ребенок чаще использует левую руку и
этот процесс регулируется, по крайней мере частично, правым полушарием, то
настаивать на том, чтобы он писал правой рукой – значит создавать дополнительную
нагрузку на левое полушарие. Это не следует понимать, что у левшей полушария
как бы поменялись местами: левое делает то, что должно делать правое, и
наоборот. Такое понимание – грубое упрощение.
Главное, что следует помнить:
переучивание может создать трудности в сегодняшней жизни подрастающего человека
и проблемы в дальнейшем. Так, в ряде случаев оно может привести к развитию
невротических расстройств и других форм патологии. Например, к возникновению
признаков «зеркального» мышления, проявляющихся в перевернутом справа налево написании
букв или целых слов, к затрудненному ориентированию на местности, планированию
своего поведения.
При насильственном переучивании и
принуждении действовать и писать правой рукой в психике леворукого ребенка
могут появиться ранее несвойственные ему признаки астенического состояния:
повышенная утомляемость, снижение работоспособности, жалобы на вялость, на
«усталость в правой руке», головные боли. Учитывая все сказанное, необходимо
четко понимать, к каким негативным последствиям может привести переучивание
леворуких детей.
Подготовка к школе леворукого ребенка
Особое внимание необходимо обратить на
подготовку к школе леворукого ребенка, при этом должны учитываться
индивидуальные особенности развития. Подготовка к школе может проводиться в
разных формах: мини-уроки (специально организованные 10-15-минутные занятия),
различного рода игры (в том числе компьютерные), а также любые другие варианты
повседневного общения ребенка со взрослыми.
Родителям и педагогам следует поощрять
использование этими детьми левой руки в рисовании, лепке, при овладении
письмом, обучении трудовым навыкам. Надо обязательно выделить леворукому
ребенку за столом место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым
локтем своего соседа по парте. На занятиях аппликацией следует специально
продумать технику безопасности на рабочем месте в расчете на леворуких детей
(ножницы для леворуких). В домашних условиях рабочее место рекомендуется организовать
таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
Когда леворукий ребенок пойдет в школу,
педагогам и родителям необходимо снизить требования к калииграфической стороне
его подчерка. В данной ситуации допустимы вертикальное написание букв или
наклон влево. Родителям нужно понять, что проблем, по-видимому, избежать не
удастся, поэтому не стоит настраивать ребенка только на успехи в школе, т.к. возникшие
трудности могут стать для него большим разочарованием. Неудачи могут сломать
его, вызвать отрицательное отношение к учебе. Все это не только нарушит процесс
адаптации в школе, но и приведет к срыву – школьному неврозу.
Важно, чтобы в любой образовательной
деятельности ребенок чувствовал успех, испытывал удовлетворение от правильно
выполненного задания. Необходимо разъяснять родителям, что леворукость не может
быть препятствием для достижения успеха в жизни.
Ребенка с ведущей левой рукой следует
учить, опираясь на его врожденную интуицию, эмоциональность, образное мышление,
обращая его особенности в достоинства. С возникшими проблемами нужно справляться
поэтапно, используя разнообразные способы обучения и индивидуальный подход. Поверив
в искренне желание помочь, ребенок сам станет подсказывать своими вопросами
путь к успеху.
Таким образом, необходимо препятствовать
всякого рода давлению со стороны праворукой социально-биологической среды. В
этом состоит суть психогигиенических мероприятий дошкольных учреждений.
Памятка родителям
Как
воспитывать леворукого ребенка
- Никогда, ни при каких обстоятельствах не показывайте ребенку негативное отношение к леворукости.
- Старайтесь придерживаться единой тактики во взаимодействии с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей всегда осложняют ситуацию.
- Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь видеть и различать его состояния, знать причины огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
- Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
- Не учить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
- Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования не удовлетворяет вас.
- Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
- При обучении письму используйте прописи для леворуких детей. Помните, что при обучении методика безотрывного письма неприменима.
- Не заставляйте ребенка читать, если он отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с ними – эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.
- Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи малыша.