Семьи с детьми-инвалидами

Семьи с детьми-инвалидами

   Своеобразный психологический климат складывается в семьях с хронически больными детьми и детьми инвалидами.

   Если ребенок имеет умственные или физические ограничения, то ему требуется специальный уход, родители не всегда в состоянии обеспечить его в домашних условиях. Если в семье есть еще другие дети, и она переживает трудности, то у родителей просто может не хватить ни душевных, ни физических сил, необходимых для удовлетворения специфических потребностей больного ребенка. Кроме того, у родителей больного ребенка могут проявляться различные формы эмоционального реагирования на сообщение о том, что их ребенок физически или умственно неполноценен, что оказывает огромное влияние на психологическую обстановку в семье.

   Наиболее типичной первоначальной реакцией родителей на поставленный врачом диагноз об умственной или физической отсталости их ребенка является отрицание, неверие в наличие болезни, отчаянная надежда на то, что диагноз ошибочен и консультация у другого специалиста позволит его снять.

   Спустя какое-то время приходит осознание истинного положения ребенка и проявляется реакция гнева. Обычно она возникает от беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так ив своем ребенке. В отдельных случаях гнев родителей оправдан, особенно если специалисты напрасно обнадеживали их и не были с ними откровенны. С другой стороны, это состояние становится противоестественным, если длится довольно долго или несправедливо проецируется на ребенка. Семейная атмосфера дестабилизируется настолько, что когда-то вполне благополучная семья превращается в эмоционально-враждебнуюпо отношению друг другу. Она либо распадается, либо супруги продолжают жить под одной крышей из чувства долга перед больным ребенком или из-за нежелания обременять себя лишними хлопотами и неприятностями, связанными с разводом, не имея сильной мотивации разрушать формальный статус.

   Неуместное чувство вины – также часто встречающая реакция родителей на сообщение о тяжелой неизлечимой болезни их ребенка. Нередко оно перерастает во всепоглощающее чувство страдания и переживания по поводу тех проступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию. Родители, которые видят причину болезни ребенка в себе, стараются держать под контролем даже то, что контролировать в принципе невозможно. Подобное состояние, сопровождаемое душевными муками и переживаниями, значительно усложняет и без того напряженную семейную атмосферу.

   Часто родители испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка. Их беспокоит возможное осуждение со стороны окружающих, они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному. Иногда у родителей проявляется такое реактивное состояние, как обвинение – попытки переложить ответственность за болезнь на других с целью скрыть истинные чувства. Родители могут обвинить учителя и школу за негодное обучение, врача за неправильный уход в дородовый период или свою дурную наследственность.

   Следующая вероятная реакция на болезнь ребенка – чрезмерная опека, которая возникает в связи с тем, что родители считают невозможным по причине заболевания общение их ребенка с другими детьми. Они опасаются, что в играх со здоровыми детьми тот станет объектом насмешек, либо ему грозит опасность получить травму, так как «другие мальчики играют слишком грубо» и т.п. Отрицая право своего ребенка быть ребенком и общаться с другими детьми, родители сильнее подчеркивают его умственные или физические недостатки.

   Заключительным этапом своеобразного привыкания родителей к постигшему их горю является эмоциональная адаптация. Именно на этом этапе родители умом и сердцем принимают болезнь ребенка; к этому моменту они уже успели выработать позитивные установки как по отношению к самим себе, так и по отношению к своему ребенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им обеспечить его будущее.

   Однако родителям не всегда удается смириться с мыслью о том, что их ребенок имеет врожденную патологию или серьезное заболевание. Тем более что такие дети очень беспокойны и часто передают свое беспокойство родителям. Родители становятся раздражительными и переносят раздражение на супружеские отношения. Это особенно затрагивает мужа, вследствие чего он старается не оставаться дома.

   Подобная ситуация складывается в семье с детьми – инвалидами или безнадежно больными. В таких случаях муж старается реже бывать дома, избегает общения с ребенком, тогда как жена сильно привязывается к больному ребенку, часто в ущерб другим детям и супругу. Как отмечают исследователи семейных проблем, обычно отцы не выдерживают совместного пребывания с тяжело больным ребенком, начинают пить или вообще покидают семью. И без того обделенный судьбой ребенок оказывается без отца. Понятно, что проблем у матери становиться больше, порой нервы ее не выдерживают, и она выходит из себя, чем еще больше травмирует ребенка, делает атмосферу в семье очень непростой.

   Больной ребенок нуждается в особом отношении родителей, так как по причине заболевания у него могут формироваться особенности характера, вызванные переживаниями своего дефекта, возникает своеобразный комплекс неполноценности. Нельзя забывать и о том, что ребенок с определенной патологией находится в соответствующем социальном окружении, которое влияет на него. Поэтому, если к такому ребенку плохо относятся, бьют, ругают, не понимают, стыдятся его, у него могут развиваться различные невротические и характерологические нарушения, не имеющие прямого отношения к болезни. Но оттого что ребенок болен, у него скорее могут возникать конфликтные отношения: с одной стороны, его физические возможности ограничены, и он предъявляет иногда завышенные требования к окружающим, а с другой – у окружающих может иссякнуть терпение постоянно удовлетворять эти требования, в результате чего еще больше увеличивается риск возникновения конфликтов.

   Чем больше обижен судьбой ребенок, тем в большей любви родителей он нуждается. С детства (или даже с рождения) страдающий серьезным заболеванием, он обычно много времени проводит в больницах. Подрастая, начинает пристально наблюдать за отношением к нему близких людей, становится чрезмерно подозрительным. Ему кажется, будто он никому не нужен, что его ожидают сплошные неудачи и что он в тягость родителям. Боится, что родители к нему охладели, разлюбили, тщательно анализируют каждый их жест, каждое родительское слово. Поэтому с таким ребенком нужно быть очень внимательным.Любой ребенок, а тем более больной, должен чувствовать, что его не бросят в беде, ему всегда помогут, тогда ему будет легче противостоять жизненным неврозам.

Педагог-психолог 
высшей квалификационной категории 
Столбунова О.В.
Форма входа
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Друзья сайта
  • Управление образования
  • Администрация г. Коврова
  • Я - родитель
  • Детский центр "СЕМА"