Профилактика манипулятивного поведения у детей


Дети, в отличие от взрослых, быстро ориентируются в семейных отношениях. Они точно определяют, кто из родителей не сможет им отказать и готов выполнить все их желания. Простые поначалу средства детской манипуляции (истерики и плач) с годами становятся более изобретательными.

Привыкая к такой модели поведения, ребенок-манипулятор и во взрослой жизни не откажется от своих привычек. Поэтому так важно распознать признаки манипулятивного поведения на начальном этапе и научиться правильно вести себя с таким ребенком.

Манипуляция – наиболее распространённый вид человеческого общения.

В словарях оно трактуется как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом. Когда мы говорим, что ребенок манипулирует взрослыми, речь не идет о настоящей манипуляции. В этом возрасте малыш еще не может ставить себе цели «добиться контроля над поведением и мыслями другого человека», поскольку сам не всегда осознает свои поступки, не говоря уже о планировании действий.

Распознавая признаки манипулятивного поведения, родители зачастую принимают это как проявление «артистизма» или «лидерства». Если поведение в какой-то ситуации можно предугадать, значит, дошкольник уже создал свой сценарий и ожидает соответствующего поведения взрослого. Все дети манипулируют своими родителями и хорошо знают их слабые места.

Предпосылки к манипулятивному поведению

Появление в семье маленького манипулятора становится следствием естественной для ребенка любви к повторениям. Если однажды у него получилось добиться чего-то подобным способом, он может использовать его много раз, до тех пор, пока будет получать желаемое.

Обучаясь общаться, ребенок нередко подражает поведению родителей и других окружающих его взрослых. У них он учится и приемам манипуляции. Например, мама обещает почитать еще одну сказку дочке, если она «разрешит» поставить горчичники. Воспитатель в детском саду отвлекает внимание ребенка разговором о новой игрушке, чтобы расставание с мамой было не столь болезненным. Такое общение с дошкольником практикуется почти во всех семьях. Оно не будет представлять опасности, если сопровождается уговорами, объяснениями. Постоянное принуждение к принятию решений не будет благоприятствовать тому, чтобы ребенок научился договариваться с людьми

Рекомендации родителям, как не воспитать эгоиста

§  Ребенок должен научиться не только требовать исполнения его желаний, но и сам делать что-то для других;

§  Не следует говорить ребенку что-то, что он лучше и главнее всех и его желание – закон;

§  Если дошкольнику что-то нужно, не стоит бросать все дела исполнять его желание, дайте понять, что вы его выполните, как только появиться свободное время;

§  Желание ребенка не должны быть во вред окружающим;

§  Если ребенок чего-то хочет, объясните ему, что он должен приложить усилия, чтобы добиться желаемого.

Применение некоторых манипуляций также не дает права говорить о том, что у ребенка сформировалось подобное поведение. Оно проявляется лишь при условии, если дошкольник к трем-четырем годам становится эгоистом, что в действительности неверно, даже если вся семья старается выполнить его запросы. С раннего возраста сознание дошкольника концентрируется на нем самом, на его собственных телодвижениях, потребностях. Именно за счет этого формируется «Я» человека. Если окружающие заботливо ухаживают за дошкольником, своевременно удовлетворяют его потребности, у него вырабатывается «базовое доверие к миру». То есть ребенок изначально верит в положительный контакт с другим человеком, в то, что это принесет исполнение желаний. Но это чувство доверия не имеет ничего общего с эгоизмом.

Условием возникновения эгоизма является полное центрирование семьи на ребенке, готовность пожертвовать всем ради удовлетворения любых его желаний и прихотей. Второе условиегиперопека. К трем годам ребенок способен выполнять некоторые действия по самообслуживанию. Если подобного не происходит, он постепенно привыкает перекладывать «эту обязанность» на чужие плечи и удовлетворять свои желания за счет других любыми способами.

Зачастую дети прибегают к таким крайним мерам «воздействие на родителей», как болезнь. Они могут «вызывать» температуру, действительно ощущать боль в животе или головную боль, если переживают только что увиденный семейный конфликт, услышанную фразу о болезни кто-то из членов семьи и др. Некоторые дети любят болеть, если родители проявляли чрезмерное внимание к ним во время предыдущей болезни. В этом случае недуг – гарантия благ как материальных, так и духовных, возможность стать центром всеобщего внимания. Для того чтобы понять, что стало причиной недомогания, стоит проанализировать: погодные условия повлияли на плохое самочувствие или ребенок все же испытывает нехватку внимая. У многих родителей нет времени не только поговорить с дошкольником, но и обратить внимание на просьбу, взглянуть, что смастерил, какой получился рисунок. В этом случае у ребенка остается только один способ привлечь к себе внимание – заболеть.

Если именно отсутствие внимания родителей стало причиной болезни ребенка, положение можно исправить следующим образом. Начните уделять внимание малышу не только тогда, когда он болеет, но и когда здоров. В конечном итоге на это уйдет гораздо меньше сил и средств. Даже очень занятые родители могут найти для этого время. Общаться с дошкольником нужно в той форме, в какой ему хочется, предоставив право выбора. Взаимодействие должно проходить «глаза в глаза». Желательно, чтобы отведенное на общение время было не занято посторонними делами – общение по телефону, приходом гостей и пр.

Правила поведения с ребенком-манипулятором

В целях профилактики манипулятивного поведения ребенка в первую очередь нужно установить с ним дружеские отношения, соблюдая при этом некоторые правила. Так, родители должны быть лидерами в семье. Рассогласованность их действий плохо сказывается на психическом развитии детей, приводит к формированию неуверенности, тревоги и агрессии. За правило можно взять следующую схему: если ребенку нужно разрешение на что-либо, необходимо его получить у каждого из родителей.

Важно научить ребенка прямо просить о том, что он хочет, а не прибегать к приемам манипуляции. Родителям нужно твердо держать свое слово: иногда дети манипулируют взрослыми, когда знают, что, надоедая уговорами достаточно долго, они могут «нет» превратить в «да».

Нельзя говорить детям плохо о другом родителе, жаловаться на супруга, не стоит возлагать на них решение семейных проблем.Нельзя позволять ребенку сплетничать и обсуждать с одним родителем другого родителя: он может только поделиться чувствами, которые испытывает от тех или иных действий, но не жаловаться на «плохую маму» или « жестокого папу».

В воспитании детей очень важна дисциплина как альтернатива манипуляции ребенка родителями. Различают внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешняя заключается в том, чтобы дети слушали родителей, а внутренняя основывается на выработке у ребенка самодисциплины.

Для внешней дисциплины характерны такие понятия, как «награда» и «наказание». Наказание зачастую подавляет чувства детей, вызывает агрессию, которая провоцирует повторное наказание. В итоге ребенок становится неуверенным в себе, не чувствует поддержки. Родители ошибочно считают, что жестокое воспитание будет способствовать исправлению дошкольника, на самом деле поведение его будет только ухудшаться.

Ребенок должен чувствовать себя членом общества и ощущать безопасность. Только тогда родители смогут воспитывать его с помощью актуализирующей дисциплины, а не манипуляторской. При этом важно создать в доме благоприятную атмосферу, где ребенку спокойно и уютно. В этом случае он сможет нормально воспринимать определенные ограничения.

Одним из способов справиться с детской манипуляцией – переключить внимание ребенка. Можно отвлечь его каким-то новым ярким предметом или предложить интересное занятие.

Еще один вариант - участие дошкольника в выбранном взрослым занятии (уборке квартиры, дежурстве, приготовлении пищи и т.д.) Когда он подключается к делам родителей или воспитателя, то ощущает свою нужность, приобщается к миру взрослых.

Таким, образом, четкая линия поведения родителей и других окружающих ребенка взрослых, неподдельное внимание к его действиям, чувствам и эмоциям позволят установить с дошкольником дружеские отношения, помогут сформировать правильные модели поведения.

 

Рекомендации по установлению дружеских отношений

с ребенком в процессе воспитания

§    Отделяйте чувства от действия. Даже если ребенок заслужил наказание, не судите его строго, он должен чувствовать любовь. Дайте понять, что действия были неправильные, их нужно исправить. Чтобы изменить действия, нужно понять чувства.

§    Если ребенок испытывает эмоциональные трудности, подход к нему должен быть другим. Не наказывайте его - это может усугубить ситуацию.

§    Отвечайте на чувства ребенка, пусть он рассказывает вам все, дав выход своим эмоциям.

§    Если все-таки ребенка нужно наказать, пусть он сам выберет, например, остаться без воскресного просмотра телевизора или лишиться сладкого на ужин.

§    Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что.

§    Ребенок должен понимать, что вы чувствуете его проблемы и что они ваши общие.

§    Направляйте действия ребенка в благоприятное русло, предотвращайте разрушительные действия.Важно принимать своего ребенка, помогать ему развиваться, не разделяя мир на детский и взрослый.

Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Друзья сайта
  • Управление образования
  • Администрация г. Коврова
  • Я - родитель
  • Детский центр "СЕМА"