Речь – ведущий
процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его
потребности, интересы, темперамент, характер – весь психический склад личности
выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан
процесс возникновения и формирования у них мышления. При систематической работе
и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что
они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что
запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни. Но для того,
чтобы он заговорил, ему необходимо слышать речь взрослых, с ним надо
разговаривать. Ребенок учится языку у взрослых.
Характеристика
речевой деятельности детей 2-го года жизни
В 12-14 месяцев
у детей появляются первые слова, возникающие из лепета: «мама», «баба», «папа»,
«няня», «ляля» и т.д. В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с
каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит
слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и
воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов. Бывают
случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) значительно
позднее - к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными
причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с ребенком или
взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться
выражать их словами. Среди причин могут быть и медицинские показания,
желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу - логопеду). Нельзя
мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном
произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослым
необходимо произносить слова правильно. Ребенок, перенимая хорошую речь,
скоро овладеет хорошим, правильным произношением.
Роль взрослого в овладении речью
В практике работы с детьми раннего возраста выработались
многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и
совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь.
Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является
первым и наиболее важным условием и способом развития речи. Всякое общение с
ребенком или действие должно сопровождаться речью.
Видеть
лицо говорящего. Для успешного развития речи детей надо воздействовать не
только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать
взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и,
подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития
понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет
речь, но и получил его в руки.
Рассказывание - один из
приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие
произведения, доступные для понимания (сказки, стихотворения). Стихи, рассказы
и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть.
Необходимо, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо
видели его лицо. Ничто не должно мешать детям слушать.
Рассматривание
картинок
- хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более
доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом
картинок, беседой по картинке.
Игра - одно из
лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку
удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим
активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.
Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая
вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про
себя.
Обыгрывание
игрушек
- очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только
даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть.
Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные
маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.
Многократное
повторение
речевого материала. Дети, со слов взрослых, способны запомнить и воспроизвести
наизусть слышимое ими. Для этого необходимо многократное повторение речевого
материала.
Декламация и
пение,
сопровождаемые музыкой, также важный способ развития детской речи. Особенно
успешно они запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют, поют.
Чтение детям
книжек,
также является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей,
нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают
рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было
прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.
Ознакомление
детей с окружающим миром - также способствует развитию речи и мышления
детей. Важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь,
беседовать с ними об этом.
Садова Елена
Александровна, тифлопедагог