Семьи
с детьми-инвалидами
Столбунова О.В.,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Своеобразный
психологический климат складывается в семьях с хронически больными детьми и
детьми инвалидами.
Если
ребенок имеет умственные или физические ограничения, то ему требуется
специальный уход, родители не всегда в состоянии обеспечить его в домашних
условиях. Если в семье есть еще другие дети, и она переживает трудности, то у
родителей просто может не хватить ни душевных, ни физических сил, необходимых
для удовлетворения специфических потребностей больного ребенка. Кроме того, у
родителей больного ребенка могут проявляться различные формы эмоционального
реагирования на сообщение о том, что их ребенок физически или умственно
неполноценен, что оказывает огромное влияние на психологическую обстановку в
семье.
Наиболее
типичной первоначальной реакцией родителей на поставленный врачом диагноз об
умственной или физической отсталости их ребенка является отрицание, неверие в
наличие болезни, отчаянная надежда на то, что диагноз ошибочен и консультация у
другого специалиста позволит его снять.
Спустя
какое-то время приходит осознание истинного положения ребенка и проявляется реакция
гнева. Обычно она возникает от беспомощности, безысходности и разочарования,
как в самом себе, так ив своем ребенке. В отдельных случаях гнев родителей
оправдан, особенно если специалисты напрасно обнадеживали их и не были с ними
откровенны. С другой стороны, это состояние становится противоестественным,
если длится довольно долго или несправедливо проецируется на ребенка. Семейная
атмосфера дестабилизируется настолько, что когда-то вполне благополучная семья
превращается в эмоционально-враждебнуюпо отношению друг другу. Она либо
распадается, либо супруги продолжают жить под одной крышей из чувства долга
перед больным ребенком или из-за нежелания обременять себя лишними хлопотами и
неприятностями, связанными с разводом, не имея сильной мотивации разрушать
формальный статус.
Неуместное
чувство вины – также часто встречающая реакция родителей на сообщение о тяжелой
неизлечимой болезни их ребенка. Нередко оно перерастает во всепоглощающее чувство страдания и переживания по поводу тех
проступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию. Родители,
которые видят причину болезни ребенка в себе, стараются держать под контролем
даже то, что контролировать в принципе невозможно. Подобное состояние,
сопровождаемое душевными муками и переживаниями, значительно усложняет и без
того напряженную семейную атмосферу.
Часто
родители испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка. Их беспокоит
возможное осуждение со стороны окружающих. Они убеждены, что к их ребенку будут
относиться как к неполноценному. Иногда у родителей проявляется такое
реактивное состояние, как обвинение – попытки переложить ответственность за
болезнь на других с целью скрыть истинные чувства. Родители могут обвинить
учителя и школу за негодное обучение, врача за неправильный уход в дородовый
период или свою дурную наследственность.
Следующая
вероятная реакция на болезнь ребенка – чрезмерная опека, которая возникает в
связи с тем, что родители считают невозможным по причине заболевания общение их
ребенка с другими детьми. Они опасаются, что в играх со здоровыми детьми тот
станет объектом насмешек, либо ему грозит опасность получить травму, так как
«другие мальчики играют слишком грубо» и т.п. Отрицая право своего ребенка быть
ребенком и общаться с другими детьми, родители сильнее подчеркивают его
умственные или физические недостатки.
Заключительным
этапом своеобразного привыкания родителей к постигшему их горю является эмоциональная
адаптация. Именно на этом этапе родители умом и сердцем принимают болезнь
ребенка; к этому моменту они уже успели выработать позитивные установки как по
отношению к самим себе, так и по отношению к своему ребенку, что позволяет им
формировать у себя такие навыки, которые помогут им обеспечить его будущее.
Однако родителям не всегда удается смириться с
мыслью о том, что их ребенок имеет врожденную патологию или серьезное
заболевание. Тем более что такие дети
очень беспокойны и часто передают свое беспокойство родителям. Родители
становятся раздражительными и переносят раздражение на супружеские отношения.
Это особенно затрагивает мужа, вследствие чего он старается не оставаться дома.
Подобная ситуация складывается в семье с
детьми – инвалидами или безнадежно больными. В таких случаях муж старается реже
бывать дома, избегает общения с ребенком, тогда как жена сильно привязывается к
больному ребенку, часто в ущерб другим детям и супругу. Как отмечают
исследователи семейных проблем, обычно отцы не выдерживают совместного
пребывания с тяжело больным ребенком, начинают пить или вообще покидают семью.
И без того обделенный судьбой ребенок оказывается без отца. Понятно, что
проблем у матери становиться больше, порой нервы ее не выдерживают, и она
выходит из себя, чем еще больше травмирует ребенка, делает атмосферу в семье
очень непростой.
Больной
ребенок нуждается в особом отношении родителей, так как по причине заболевания
у него могут формироваться особенности характера, вызванные переживаниями
своего дефекта, возникает своеобразный комплекс неполноценности. Нельзя
забывать и о том, что ребенок с определенной патологией находится в
соответствующем социальном окружении, которое влияет на него. Поэтому, если к такому ребенку плохо относятся, бьют,
ругают, не понимают, стыдятся его, у него могут развиваться различные
невротические и характерологические нарушения, не имеющие прямого отношения к
болезни. Но оттого что ребенок болен, у него скорее могут возникать конфликтные
отношения: с одной стороны, его физические возможности ограничены, и он
предъявляет иногда завышенные требования к окружающим, а с другой – у окружающих
может иссякнуть терпение постоянно удовлетворять эти требования, в результате
чего еще больше увеличивается риск возникновения конфликтов.
Чем
больше обижен судьбой ребенок, тем в большей любви родителей он нуждается. С
детства (или даже с рождения) страдающий серьезным заболеванием, он обычно
много времени проводит в больницах. Подрастая, начинает пристально наблюдать за
отношением к нему близких людей, становится чрезмерно подозрительным. Ему
кажется, будто он никому не нужен, что его ожидают сплошные неудачи и что он в
тягость родителям. Боится, что родители к нему охладели, разлюбили, тщательно
анализируют каждый их жест, каждое родительское слово. Поэтому с таким ребенком
нужно быть очень внимательным. Любой ребенок, а тем более больной, должен
чувствовать, что его не бросят в беде, ему всегда помогут, тогда ему будет
легче противостоять жизненным неврозам.