Приглашаю на страницы сайта всех педагогов, которые занимаются воспитанием, развитием, обучением незрячих и слабовидящих детей, и всех родителей детей с нарушением зрения. Специалисты нашего детского сада помогут найти ответы на волнующие Вас вопросы.
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) дошкольного учреждения,
его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы.
Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения, является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно - педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в ДОУ для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности.
При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами («Развитие зрительного восприятия» Л.И.Плаксиной,Л.А.Рудаковой), методическими разработками и рекомендациями.
Направления работы тифлопедагога
1. Тифлопедагогическое обследование детей с нарушением зрения.
2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.
3. Участие в методической работе дошкольного учреждения.
4. Работа с родителями или законными представителями детей, посещающих
дошкольное учреждение.
Тифлопедагогическое обследование детей с нарушением зрения
Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации
( записей, сделанных специалистами ПМПК, направляющей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Это позволяет ему составить предварительное представление о работе с ребенком с нарушением зрения и его родителями.
Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным зрением и уровень развития сохранных анализаторов.
При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью.
Обследование проводится три раза в год. По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Для детей - инвалидов по зрению разрабатываются микромаршруты. Все данные заносятся в индивидуальные карты детей.
Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий
На основании полученных данных о детях, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.
Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по разработанным микромаршрутам.
Длительность каждого индивидуального занятия от 10 мин. (с детьми от 3-х до 4-х лет), 15-20 мин. (от 4-х до 5-ти лет), 25-30 мин. (с детьми от 5-ти до 7-ми лет)
Особый вид коррекционных занятий тифлопедагога – подготовка детей к проверке остроты зрения, к лечению на аппаратах. Эти занятия планируются, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога.
Тифлопедагог на своих занятиях в рамках обучения решает следующие
коррекционные задачи:
1. Формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
2. Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
3.Обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Участие в методической работе учреждения
1. Посещение общеобразовательных занятий.
2. Выступления на педагогических советах.
3. Организация и проведение семинарских занятий.
4. Групповые и индивидуальные консультации для воспитателей и
специалистов учреждения.
5. Показ открытых коррекционных занятий с детьми.
Работа тифлопедагога с родителями
1. Выступление на родительских собраниях.
2. Подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей.
3. Проведение для родителей открытых коррекционных занятий.
4. Выставка специальных статей, игр, пособий, детских работ.
5. Рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей
навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных
функций.