Учусь играя

Профилактика нарушений произвольного внимания у детей

Произвольное внимание – это сосредоточенность сознания и воли человека не на том, что для него представляет интерес или что ему приятно, а на том, что он должен делать. Именно эта сосредоточенность является одним из основных условий успешного обучения ребенка.

Умение концентрировать внимание имеет большое значение для результатов любого труда, особенно умственного. Ребенок, умеющий внимательно слушать объяснения взрослого, легче запоминает и быстрее усваивает материал, эффективнее работает.

Для расширения объема внимания и развития устойчивости, сосредоточенности, распределения и переключения, а также для профилактики нарушений внимания у детей среднего и старшего возраста необходимо использовать разнообразные развивающие игры, игры и упражнения на психорегуляцию и развитие внимания. Рассмотрим некоторые из них.

«Делай как я»

Во время игры взрослый стоит или сидит напротив ребенка. Задача ребенка – повторять за взрослым все движения по принципу «делай как я». Можно предложить ребенку делать руками фигуры, затем перейти к движениям рук на столе: положить руки на стол, сжать в кулак; правую в кулак, левую разжать – это все с нарастанием темпа.

Второй вариант игры. Команды выполняются по устной инструкции без показа. Например: руки вверх, в стороны; правая вверх, левая на пояс; прыгаем на правой ноге и т.д.

«Восковая скульптура»

Ребенок свободно бегает, выполняет разные движения головой, туловищем, ногами. По команде взрослого «Скульптура!» ребенок должен замереть в той позе, в какой его оставил «скульптор». Если пошевелился, выбывает из игры.

«Кричалки – шепталки -  молчалки»

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий – это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь(«кричалку»), можно бегать, кричать, шуметь; желтую («шепталку»)

– можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчанка» - синяя ладонь – ребенок  должен замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

«Клубочек»

Расшалившемуся  ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу, предварительно сообщив, что это клубочек будет не простой, а волшебный. Как только он начнет его сматывать, сразу же успокоится.

Когда игра станет для ребенка привычной, он сам будет просить дать ему «волшебные нитки», почувствовав, что огорчен, устал или злится. Размер клубка постепенно может становиться все больше и больше.

«Волшебное слово»

Ребенок повторяет какие-либо действия за взрослым, но только в том случае, если тот говорит : «Пожалуйста!».

«Будь внимателен»

Ребенок выполняет гимнастические упражнения по словесной команде, например «Зайчики!» - прыжки на месте; «птицы!» - взмахи руками; «Лягушки!» - приседания и подскоки вприсядку и т.д.

  Команды должны быть разнообразными и подаваться с различными интервалами.

«Запрещенное движение»

 Взрослый объясняет, что он будет показывать разные движения, а ребенок должен их выполнять вместе с ним, но одно движение запрещено – его нельзя повторять (например, «руки за голову»).

 Взрослый начинает делать разные движения, ребенок их повторяет. Неожиданно он выполняет запрещенное движение. Запрещенное движения следует менять после 4-5 повторов.

«Запрещенное слово»

Выбирается запрещенное слово (например, цвет (желтый) или качество (маленький)). Взрослый бросает ребенку мяч, одновременно задавая вопросы: Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, мышка?» Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить слово «абракадабра».

«Съедобное – несъедобное»

 Взрослый кидает ребенку мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет – отбрасывается.

Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Друзья сайта
  • Управление образования
  • Администрация г. Коврова
  • Я - родитель
  • Детский центр "СЕМА"