Леворукий ребёнок

Адаптация ребенка в жизни – важная задача для взрослых. И любое отклонение от общепринятых норм (не обязательно патологическое) вызывает у них опасения. Порой родители стремятся во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты для его же удобства.

Чаще других в подобную «перековку» попадают леворукие дети. Но вот стоит ли подвергать их такому «перевоспитанию»? Чем и как можно помочь леворукому ребенку?

Психолого-педагогическое сопровождение детей с различиями в межполушарной асимметрии

 

Большинство людей на Земле – праворукие, и только часть – другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и делают еще множество дел левой рукой. Так им удобнее, легче. Тем не менее заметив, что ребенок активнее действует левой рукой, его родители начинают волноваться.

Что это – боязнь проблем в будущем или нежелание понять ребенка, неловкость от того, что он «другой»? Чаще всего это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание.

Леворуким всегда было не очень уютно в «праворуком мире». Иначе как объяснить существующие у разных народов, в разных языках и культурах негативные значения слов «левый», «леворукий»? В латинском, греческом, французском, немецком, английском языках синонимами слова «левый» являются «фальшивый», «незаконный», «неловкий», «неумелый» и даже «злой», «подлый». Правое и левое всегда противопоставляются, хотя вполне возможно, что за положительными (правыми) и отрицательными (левыми) характеристиками нет негативного отношения именно к леворукому человеку.

Не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий – это путь цивилизованного отношения к феномену леворукости в наше время.

Проблема переучивания леворуких детей

Стремление сделать леворуких «такими, как все», « выровнять», а иногда еще и «гармонично развить» создало проблему их переучивания. В нашей стране только в последние годы перестали активно и насильно переучивать таких детей в детском саду и школе. Взрослым следует помнить, что преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией его центральной нервной системы. Поэтому заставить левшу писать правой рукой – значит, вмешиваться в уже сформировавшуюся сложную функциональную систему и перестраивать ее без достаточных для этого предпосылок. Если ребенок чаще использует левую руку и этот процесс регулируется, по крайней мере частично, правым полушарием, то настаивать на том, чтобы он писал правой рукой – значит создавать дополнительную нагрузку на левое полушарие. Это не следует понимать, что у левшей полушария как бы поменялись местами: левое делает то, что должно делать правое, и наоборот. Такое понимание – грубое упрощение.

Главное, что следует помнить: переучивание может создать трудности в сегодняшней жизни подрастающего человека и проблемы в дальнейшем. Так, в ряде случаев оно может привести к развитию невротических расстройств и других форм патологии. Например, к возникновению признаков «зеркального» мышления, проявляющихся в перевернутом справа налево написании букв или целых слов, к затрудненному ориентированию на местности, планированию своего поведения.

При насильственном переучивании и принуждении действовать и писать правой рукой в психике леворукого ребенка могут появиться ранее несвойственные ему признаки астенического состояния: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, жалобы на вялость, на «усталость в правой руке», головные боли. Учитывая все сказанное, необходимо четко понимать, к каким негативным последствиям может привести переучивание леворуких детей.

Подготовка к школе леворукого ребенка

Особое внимание необходимо обратить на подготовку к школе леворукого ребенка, при этом должны учитываться индивидуальные особенности развития. Подготовка к школе может проводиться в разных формах: мини-уроки (специально организованные 10-15-минутные занятия), различного рода игры (в том числе компьютерные), а также любые другие варианты повседневного общения ребенка со взрослыми.

Родителям и педагогам следует поощрять использование этими детьми левой руки в рисовании, лепке, при овладении письмом, обучении трудовым навыкам. Надо обязательно выделить леворукому ребенку за столом место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем своего соседа по парте. На занятиях аппликацией следует специально продумать технику безопасности на рабочем месте в расчете на леворуких детей (ножницы для леворуких). В домашних условиях рабочее место рекомендуется организовать таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.

Когда леворукий ребенок пойдет в школу, педагогам и родителям необходимо снизить требования к калииграфической стороне его подчерка. В данной ситуации допустимы вертикальное написание букв или наклон влево. Родителям нужно понять, что проблем, по-видимому, избежать не удастся, поэтому не стоит настраивать ребенка только на успехи в школе, т.к. возникшие трудности могут стать для него большим разочарованием. Неудачи могут сломать его, вызвать отрицательное отношение к учебе. Все это не только нарушит процесс адаптации в школе, но и приведет к срыву – школьному неврозу.

Важно, чтобы в любой образовательной деятельности ребенок чувствовал успех, испытывал удовлетворение от правильно выполненного задания. Необходимо разъяснять родителям, что леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни.

Ребенка с ведущей левой рукой следует учить, опираясь на его врожденную интуицию, эмоциональность, образное мышление, обращая его особенности в достоинства. С возникшими проблемами нужно справляться поэтапно, используя разнообразные способы обучения и индивидуальный подход. Поверив в искренне желание помочь, ребенок сам станет подсказывать своими вопросами путь к успеху.

Таким образом, необходимо препятствовать всякого рода давлению со стороны праворукой социально-биологической среды. В этом состоит суть психогигиенических мероприятий дошкольных учреждений.

Памятка родителям

Как воспитывать леворукого ребенка

  1. Никогда, ни при каких обстоятельствах не показывайте ребенку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики во взаимодействии с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей всегда осложняют ситуацию.
  3. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь видеть и различать его состояния, знать причины огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4.  Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
  5. Не учить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования не удовлетворяет вас.
  7.  Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8.  При обучении письму используйте прописи для леворуких детей. Помните, что при обучении  методика безотрывного письма неприменима.
  9. Не заставляйте ребенка читать, если он отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с ними – эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи малыша.

Форма входа
Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Друзья сайта
  • Управление образования
  • Администрация г. Коврова
  • Я - родитель
  • Детский центр "СЕМА"